Национальная одежда нидерландов. Национальный голландский костюм и отличительные особенности в разных регионах страны

Уже в начале XVII в. формируются первые образцы костюма, отражавшего вкус буржуазии, особенно пуританской ее части. Они развивались на испанской основе, но это не помешало четко определить тяготение к формам добротным, практичным и целесообразным.

Голландский мужской костюм не имел надутой прокладки колетов и штанов, женский - жестких вертюгаденов и конусовидных лифов.

Художники Франс Халс, Ян Вермер Делфтский, Питер де Хох, Рембрандт и другие рисуют своих героев в строгих простых костюмах, преимущественно темных цветов, почти без украшений.

Основными материалами одежды являются сукно, шерсть, лен, хлопчатобумажные ткани, атлас, тафта. Сияющая белизна блестящего голландского полотна батиста, из которого делался воротник и манжеты, великолепно контрастировала с темными тонами основной одежды. Создавался образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого.

Буржуазия издавна кичилась этими качествами и показными приемами всячески подчеркивала их в костюме. Несмотря на длительное существование в Голландии брыжжевых испанских воротников (вплоть до 60-х гг. XVII в.) именно из голландского костюма пришли уже в начале века в общеевропейский костюм широкие отложные воротники. В женском костюме они имели множество интересных вариантов. Например, туго накрахмаленная белоснежная горжетка. закрывающая шею, грудь. Из Голландии пришли в европейский костюм и многие удобные формы верхней одежды, головные чепцы, косынки, передники.

Во второй половине и особенно в конце XVII в. нравственные и эстетические идеалы буржуазии, захватившей власть в Голландии, изменяются. Они отражают теперь страсть к роскоши, помпезности, блеску. В костюме появляются дорогие экзотические вещи, не уступающие по экстравагантности форм французским. Например, штаны-ренгравы - сложная поясная мужская одежда, обильно украшенная рюшами, бантами, кружевами. Черный цвет сменяется сложными тонами, бледными синим, зеленым, желтым, а затем интенсивным красным.

В конце XVII в. голландский костюм постепенно становится вариантом единого общеевропейского франко-голландского костюма.

Участившаяся в XVII в. смена моды, законодательная роль Франции в ее создании обусловили дальнейшее разнообразие форм ее распространения.

Создателями моды этого времени были в основном французские короли и их знатные придворные. Придворная мода, созданная безымянными художниками и портными по случайным капризам королей и их фаворитов, быстро распространялась по всей Европе и часто менялась. Так, на протяжении всего столетия костюм знати менялся 6 раз.

Для частой смены моды требовались разнообразные наглядные формы ее распространения. В 1642 г. французы изобрели прекрасное средство распространения моды и рекламы - восковую куклу человеческого роста, названную Пандорой по имени героини греческой мифологии. Пандора совершала путешествия во все европейские страны на кораблях, телегах, санях.

При этом кукол было две: «большая Пандора», одетая по официальной государственной моде, и «малая Пандора», представлявшая образцы домашней утренней одежды. Путешествие кукол считалось настолько важным, что путь им не могла преградить даже война. Генералы прекращали битву, пропуская Пандор.

Появляются печатные иллюстрированные издания, над которыми работают талантливые живописцы и граверы.

В 1679 г. в Париже выходит печатное издание «Меркуре Галант» - источник сведений о моде Версаля. Над ним работали Абрахам Босс, Боннар и другие французские художники. Эти издания очень точно, натуралистически воспроизводили модели, их детали и аксессуары. Рисунки сопровождались указанием, какую одежду, из каких тканей следует носить в тот или иной сезон.

В распространении моды большую роль играла портретная живопись. Выдающиеся французские живописцы Риго, Ларжильер в своих портретах с точной детализацией передавали пышный богатый костюм знати.

В таких произведениях, как «Портрет Людовика XIV» Риго, «Портрет Элизабет Богарне» Ларжильера, в эффектных позах канонизированного парадного портрета представлены блестящие костюмы барокко.

Народная одежда голландцев из всеобщего употребления вышла сравнительно недавно. Еще в начале нашего века в сельских местностях носили только народное платье. Каждая провинция имела характерные черты в покрое и деталях одежды.

В наши дни полный народный костюм носят жители острова Маркен, Урка и рыбацких деревушек Волендам, Схевенинген и др. Такая приверженность к старине объясняется отчасти тем, что здесь искусственно консервируются старые черты быта, так как эти деревни стали своего рода этнографическими заповедниками, привлекающими массу туристов из других стран.

Мужской костюм этих деревень имеет много общих черт. Он состоит из широких мешковатых черных штанов до колен, черной или яркой цветной рубахи с небольшим воротником и разрезом у горла, застегивающимся на две большие металлические пуговицы. На рубаку надевается короткая черная куртка с двумя рядами пуговиц. Такую куртку носят обычно заправленной в брюки. Головным убором служит небольшая плоская кепка с лакированным козырьком.

Женский костюм, в отличие от мужского, значительно различается по деревням. Наиболее древним считается платье маркенских женщин. Характерная черта его - яркость и пестрота. В этом отношении жительницы острова Маркен, принадлежащие к протестантскому вероисповеданию, отличаются от остального протестантского населения: как правило, у протестантов в костюме преобладали темные, мягкие цвета, тогда как католики повсюду носили более яркие одежды. В данном же случае, по-видимому, этническая традиция оказалась сильнее суровых требований протестантской религии, и женщины сохранили яркую одежду, которую они носили на протяжении многих веков.

На белую полотняную рубашку с длинными рукавами, обшитую кружевами или украшенную вышивкой, маркенские женщины и девушки надевают полосатую кофту из хлопчатобумажной материи. Рукава кофты узкие и короткие, ниже локтя видны рукава рубахи. На кофту надевается корсет без рукавов из темно-коричневого сукна, который наглухо закрывает всю грудь и зашнуровывается тесьмой спереди или сзади. Корсет украшен вышивкой гладью, преимущественно красных и розовых тонов. Нередко корсеты передаются из поколения в поколение как фамильная реликвия; поэтому в обыденные дни женщины зачастую надевают на корсет пестрый ситцевый чехол, чаще розовый с красными цветами. Зимой сверху носят темную суконную куртку. Темная юбка у талии собрана в густые сборки. Поверх нее повязывается светлый клетчатый или полосатый фартук. Очень своеобразен и сложен головной убор маркенских женщин. Он состоит из 12 частей, скрепленных булавками, и по форме напоминает епископскую митру. Узоры его кружев и вышивка отчетливо выделяются на фоне подложенного под них темно-коричневого материала. В будни на этот убор также надевают чехол из пестрого ситца. Шерстяные или бумажные чулки и белые деревянные башмаки дополняют женский наряд острова Маркен.

Ближе к остальным типам народной одежды Нидерландов женское платье деревни Волендам. Здесь женщины носят широкую длинную юбку темной расцветки (зеленую или синюю), темного же цвета кофту с овальным вырезом спереди, через который видна белая или пестрая манишка, и светлый полосатый фартук на широком поясе. Их белые сильно накрахмаленные полотняные или кружевные чепцы имеют остроконечную верхушку и остроконечные же отогнутые у ушей концы.

Из других типов народной одежды более сохранился народный костюм провинции Зеландия. Его основные части те же, что и во всех типах голландского народного костюма XIX в. Своеобразие зеландского костюма заключается прежде всего в материале и украшениях манишки, покрое и форме корвета. Манишку шьют из цветной шерсти или шелка и вышивают яркими, чаще красными, цветами или украшают стеклянными бусами. Коричневый или черный корсет женщин этой провинции имеет короткие и очень узкие рукава и четырехугольный или овальный вырез, доходящий почти до пояса. В вырез видна манишка или наброшенная на плечи легкая цветная косынка. При выходе из дома надевают длинную кофту с баской, прилегающую в талии.

В остальных областях страны народное платье иногда надевают пожилые женщины, но там оно имеет более упрощенный и модернизированный вид. Обычно такой костюм состоит из длинной и не очень широкой юбки, шерстяной или хлопчатобумажной, черного или другого темного цвета, кофты такого же цвета, плотно облегчающей фигуру, с очень узкими рукавами. На плечи иногда набрасывают небольшой платок с кистями, концы которого перекрещиваются на груди. Обязательной частью будничного костюма пожилых фламандок является шаль фали и традиционный плащ с капюшоном (см. «Валлоны и фламандцы Бельгии», стр. 289).

Повсюду в сельских местностях носят еще национальную обувь - деревянные башмаки-кломпы.

Распространены и характерные головные уборы - полотняные или кружевные чепцы, формы и размеры которых сильно варьируют.

Интересны древние металлические, чаще серебряные, украшения (oorij - zer ), которые женщины носили на голове. Такие украшения встречались лишь в тех провинциях, где когда-то было фризское население (Зеландия, Южная и Северная Голландии, Гронинген). В Зеландии женщины надевали на лоб расширяющуюся к концу металлическую пластинку, доходящую примерно до середины лба. В Северной Голландии такое украшение представляло собой подкову, охватывавшую затылок и доходившую до ушей, где она кончалась квадратными пластинками, на которых укрепляли спиральные подвески. В этих же областях были распространены и металлические украшения мужской одежды: пуговицы, поясные пряжки и пр. Например, в провинции Зеландия мужчины носили на поясе две большие круглые металлические пряжки.

В настоящее время даже в тех областях, где сохраняется народный костюм, он постепенно уступает место городской моде. Как и в других европейских странах, в Нидерландах происходит известная нивелировка и в одежде горожан. Теперь нелегко отличить по платью женщину из зажиточной семьи от работницы. Конечно, одежда обеспеченных людей лучше по качеству и покрою, но моды одинаковы.

Пища

Питание голландцев не отличается большим разнообразием.

В Нидерландах едят мало хлеба, что свойственно не только сельскому, но и городскому населению. Хлеб чаще ржаной или выпеченный из смеси ржаной и пшеничной муки. Прежде в большинстве домов имелась особая хлебная печь. Бедные фермеры, не имевшие ее, отдавали приготовленное дома тесто в особых длинных формах на выпечку деревенскому пекарю. Теперь и в деревне хлеб обычно покупают.

Картофель едят не только в качестве особого блюда, но и подают часто в отварном виде к обеду вместо хлеба. Даже в зажиточных семьях картофеля употребляется очень много. Часто готовят блюда из бобов и гороха.

Хотя Нидерланды славятся производством сливочного масла, масса населения потребляет его мало, заменяя салом, а в последнее время - маргарином.

Как в рабочих, так и в фермерских семьях завтрак обычно состоит из хлеба, намазанного маргарином, сыра, джема или нарезанных ломтиками яблок, помидор, моркови. Взрослые за завтраком пьют кофе, дети - молоко. Иногда к завтраку подается овсяная каша, кукурузные хлопья с молоком. Отправляясь на завод, рабочие обычно берут с собой несколько бутербродов.

Второй завтрак, в 10-12 часов, также большей частью состоит из холодных закусок, бутербродов и кофе.

Во многих голландских семьях, особенно зажиточных, строго соблюдается время послеполуденного чая (4-5 часов), к которому подаются бисквиты, сладости, особенно часто так называемый коек - вид медового торта.

Основная еда - обед - бывает в 5-6 часов вечера, когда все возвращаются с работы. Главное блюдо обеда - жареное или тушеное мясо (свинина или говядина) с вареным картофелем и зеленью. Голландские хозяйки употребляют при жарении мяса очень много сала, маргарина, чтобы получить больше подливки (jus ), которой поливают картофель. В менее обеспеченных семьях мясо едят не каждый день, а довольствуются отварным картофелем с такой подливкой. Во многих семьях перед этим основным блюдом едят суп, гороховый или бобовый.

Много едят соленой сельди. На улицах города ее продают в специальных палатках или на лотках. Покупка и еда селедки и соленых огурцов на улице такое же обычное явление в Голландии, как у нас еда пирожков.

Традиционные кушания голландской кухни - сыр, сливочное масло, копченая сельдь. Без них не обходится ни один праздничный стол.

Различные сорта хлебо-булочных изделий приурочены к тому или иному празднику. Так, на масленицу в фламандских провинциях кроме блинов и оладьев пекут большие пироги, начиненные колбасным фаршем и пряностями. Разнообразны по форме рождественские пироги и печенья и т. д.

Народная одежда голландцев из всеобщего употребления вышла сравнительно недавно. Еще в начале нашего века в сельских местностях носили только народное платье. Каждая провинция имела характерные черты в покрое и деталях одежды. В наши дни полный народный костюм носят жители острова Маркен, Урка и рыбацких деревушек Волендам, Схевенинген и др. Такая приверженность к старине объясняется отчасти тем, что здесь искусственно консервируются старые черты быта, так как эти деревни стали своего рода этнографическими заповедниками, привлекающими массу туристов из других стран.

Мужской костюм этих деревень имеет много общих черт. Он состоит из широких мешковатых черных штанов до колен, черной или яркой цветной рубахи с небольшим воротником и разрезом у горла, застегивающимся на две большие металлические пуговицы. На рубаху надевается короткая черная куртка с двумя рядами пуговиц. Такую куртку носят обычно заправленной в брюки. Головным убором служит небольшая плоская кепка с лакированным козырьком.

Женский костюм, в отличие от мужского, значительно различается по деревням. Наиболее древним считается платье маркенских женщин. Характерная черта его - яркость и пестрота. В этом отношении жительницы острова Маркен, принадлежащие к протестантскому вероисповеданию, отличаются от остального протестантского населения: как правило, у протестантов в костюме преобладали темные, мягкие цвета, тогда как католики повсюду носили более яркие одежды. В данном же случае, по-видимому, этническая традиция оказалась сильнее суровых требований протестантской религии, и женщины сохранили яркую одежду, которую они носили на протяжении многих веков.

На белую полотняную рубашку с длинными рукавами, обшитую кружевами или украшенную вышивкой, маркенские женщины и девушки надевают полосатую кофту из хлопчатобумажной материи. Рукава кофты узкие и короткие, ниже локтя видны рукава рубахи. На кофту надевается корсет без рукавов из темно-коричневого сукна, который наглухо закрывает всю грудь и зашнуровывается тесьмой спереди или сзади. Корсет украшен вышивкой гладью, преимущественно красных и розовых тонов. Нередко корсеты передаются из поколения в поколение как фамильная реликвия; поэтому в обыденные дни женщины зачастую надевают на корсет пестрый ситцевый чехол, чаще розовый с красными цветами. Зимой сверху носят темную суконную куртку.

Ближе к остальным типам народной одежды Нидерландов женское платье деревни Волендам. Здесь женщины носят широкую длинную юбку темной расцветки (зеленую или синюю), темного же цвета кофту с овальным вырезом спереди, через который видна белая или пестрая манишка, и светлый полосатый фартук на широком поясе. Их белые сильно накрахмаленные полотняные или кружевные чепцы имеют остроконечную верхушку и остроконечные же отогнутые у ушей концы.

Из других типов народной одежды более сохранился народный костюм провинции Зеландия. Его основные части те же, что и во всех типах голландского народного костюма XIX в. Своеобразие зеландского костюма заключается прежде всего в материале и украшениях манишки, покрое и форме корсета. Манишку шьют из цветной шерсти или шелка и вышивают яркими, чаще красными, цветами или украшают стеклянными бусами. Коричневый или черный корсет женщин этой провинции имеет короткие и очень узкие рукава и четырехугольный или овальный вырез, доходящий почти до пояса. В вырез видна манишка или наброшенная на плечи легкая цветная косынка. При выходе из дома надевают длинную кофту с баской, прилегающую в талии.

В остальных областях страны народное платье иногда надевают пожилые женщины, но там оно имеет более упрощенный и модернизиров анный вид. Обычно такой костюм состоит из длинной и не очень широкой юбки, шерстяной или хлопчатобумажной, черного или другого темного цвета, кофты такого же цвета, плотно облегчающей фигуру, с очень узкими рукавами. На плечи иногда набрасывают небольшой платок с кистями, концы которого перекрещиваются на груди. Обязательной частью будничного костюма пожилых фламандок является шаль фали и традиционный плащ с капюшоном

Распространены и характерные головные уборы - полотняные или кружевные чепцы, формы и размеры которых сильно варьируют.

Интересны древние металлические, чаще серебряные, украшения (oorijzer), которые женщины носили на голове. Такие украшения встречались лишь в тех провинциях, где когда-то было фризское население (Зеландия, Южная и Северная Голландии, Гронинген). В Зеландии женщины надевали на лоб расширяющуюся к концу металлическую пластинку, доходящую примерно до середины лба.

В Северной Голландии такое украшение представляло собой подкову, охватывавшую затылок и доходившую до ушей, где она кончалась квадратными пластинками, на которых укрепляли спиральные подвески. В этих же областях были распространены и металлические украшения мужской одежды: пуговицы, поясные пряжки и пр. Например, в провинции Зеландия мужчины носили на поясе две большие круглые металлические пряжки.

В настоящее время даже в тех областях, где сохраняется народный костюм, он постепенно уступает место городской моде. Как и в других европейских странах, в Нидерландах происходит известная нивелировка и в одежде горожан. Теперь нелегко отличить по платью женщину из зажиточной семьи от работницы. Конечно, одежда обеспеченных людей лучше по качеству и покрою, но моды одинаковы.

Уже в начале XVII в. формируются первые образцы костюма, отражавшего вкус буржуазии, особенно пуританской ее части. Они развивались на испанской основе, но это не помешало четко определить тяготение к формам добротным, практичным и целесообразным.

В XVII в. Голландия становится могущественным буржуазным государством. Эта колониальная и торговая держава отвергала испанскую и французскую моду. Состоятельные и самоуверенные буржуа (регенты) предпочитали практичную консервативную одежду темных тонов.

Голландский мужской костюм не имел надутой прокладки колетов и штанов, женский — жестких вертюгаденов и конусовидных лифов.

Художники Франс Халс, Ян Вермер Делфтский, Питер де Хох, Рембрандт и другие рисуют своих героев в строгих простых костюмах, преимущественно темных цветов, почти без украшений.


Основными материалами одежды являются сукно, шерсть, лен, хлопчатобумажные ткани, атлас, тафта. Сияющая белизна блестящего голландского полотна батиста, из которого делался воротник и манжеты, великолепно контрастировала с темными тонами основной одежды. Создавался образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого.

Отличительная черта голландского костюма на всех уровнях социальной лестницы — строгость, аскетизм, пуританство, проповедуемые протестантской церковью.

Буржуазия издавна кичилась этими качествами и показными приемами всячески подчеркивала их в костюме.

Несмотря на длительное существование в Голландии брыжжевых испанских воротников (вплоть до 60-х гг. XVII в.) именно из голландского костюма пришли уже в начале века в общеевропейский костюм широкие отложные воротники. На портретах кисти Ф.Хальса именно такие воротники на одеждах мужчин. Костюм дополняли широкополая шляпа и плащ. Прически были из завитых волос длиной до плеч.

В женском костюме воротники имели множество интересных вариантов. Например, туго накрахмаленная белоснежная горжетка, закрывающая шею, грудь.

Из Голландии пришли в европейский костюм и многие удобные формы верхней одежды, головные чепцы, косынки, передники.

Богатые девушки, а также замужние женщины носили платье из тафты с отделкой широкой полосой ткани другого цвета. Такая отделка платья была модной деталью в женском костюме.


Излюбленной женской прической были локоны вдоль щек в сочетании с «баранкой» на затылке.

Во второй половине и особенно в конце XVII в. нравственные и эстетические идеалы буржуазии, захватившей власть в Голландии, изменяются. Они отражают теперь страсть к роскоши, помпезности, блеску. В костюме появляются дорогие экзотические вещи, не уступающие по экстравагантности форм французским.

Богатая молодежь носила модную одежду. Штаны-рейнгравы, обильно украшенные рюшами, бантами, кружевами в голландском варианте мужского костюма и шляпа «а-ля Рубенс» были значительно короче французских; куртка брасьер проще по виду, из ткани в тон сорочке. Черный цвет сменяется сложными тонами, бледными синим, зеленым, желтым, а затем интенсивным красным.

В конце XVII в. голландский костюм постепенно становится вариантом единого общеевропейского франко-голландского костюма.

Нидерландский костюм находился в основном под влиянием французской моды, хотя чувствовались также веяния из Германии и Испании.
Еще в 16 веке нидерландский костюм сформировался на основе бургундских фасонов с использованием испанских и французских образцов и некоторых местных особенностей.
Позже, когда Нидерланды оказались под властью Филиппа II, в стране начинает распространяться испанская мода. Высшее сословие принимало ее неохотно. Во время деспотического правления Альбы цвета светлых нидерландских одежд потускнели, одежда стала однотонной и темной. Они утратили народный характер и постепенно превратились в испано-французские. Но высшее сословие эту моду отвергло, и в 17 веке нидерландский костюм вернул свою самобытность.

Мужской костюм

Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям - прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава.
Военные отказались от несовместимой с их ремеслом тесной, сковывающей движения одежды. Пышные панталоны еще какое-то время носили, но затем их перестали набивать, и они стали свободно падать до колен. В воинском костюме появились также короткие шаровары.
После 1620 г. штаны еще больше расширяются и нависают над коленями. Все подбивки в одежде исчезают.
Из нидерландского мужского костюма устраняются также ленты и кружева, характерные для французской моды. Костюм стал простым и удобным.
Перенятые у французов короткая курточка и юбка, модные во времена детства Людовика XIV, удлиняются. Куртка стала более легкой и удобной - длиной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей; нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие сапоги.
Верхний кафтан - прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делался разрез, каждая пола внизу заворачивались кверху и концы ее соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы.
Нидерландцы любили собранные в складки кружевные отложные воротники, закрывающие грудь, плечи и спину, или отделанные кружевом отложные воротники с вырезом впереди, под которыми была видна рубашка.
Жесткий круглый стоячий испанский воротник «мельничный жернов», он же «трубчатый воротник», появившийся в Нидерландах во 2-й половине 16 века, вышел из моды только около 1630 г. Позже его носили только пожилые люди.
В 50-е-60-е гг. 17 века вместе с модой на длинные парики появился белый воротник «рабат»: сзади короткий, а спереди - с прямоугольными концами.

Женский костюм

Женский костюм 17 века, как и мужской, испытывал влияние французской моды.
Голландские женщины приспосабливали французские фасоны для себя, устраняя всякие крайности, непристойные по их мнению. Закрытый лиф дополнялся косынкой. Шея и грудь также прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом.
До середины 17 века в моде были высокие кружевные воротники.
Закрытая роба с небольшим шлейфом скромно отделывалась бантами и кружевами. Внешний вид голландского женского костюма был очень элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки, в покрое рукавов, в прическе.
Юбка уже не поддерживалась каркасом и толстыми подкладками на бедрах, а падала свободными складками.
Пышные рукава украшались разрезом от локтя до запястья, сквозь который была видна цветная подкладка, и перехватывались лентами, образовывая пышные буфы.
Женские платья шились из сукна, шелка, бархата и полотна, которое считалось довольно ценным.
Нарядные бархатные и шелковые дамские платья имели шлейфы, богато отделывались кружевами, вышитой каймой, украшались золотом, кораллами, драгоценными камнями. Кружева были особенно модными, и ими украшали воротники и манжеты.
Дамский костюм нередко дополнялся бархатной муфтой.

на женщине: юбка с райфроком и воротник "мельничный жернов"

на мужчине: вамс с воротником "голимья"

на мужчине: дворянский костюм

на женщине: атласное платье для приемов

на женщине: выходное платье

на мужчине: костюм военного

Обувь

Мужчины носили башмаки на каблуках, иногда с длинными узкими язычками, а также сапоги.
В 17 веке вместо длинных сапог с высокими голенищами появились более мягкие, чаще всего доходящие только до середины икр. Их отвороты нередко украшались дорогими кружевами. Для верховой езды надевали сапоги с высокими каблуками.

Прически и головные уборы

Знатные нидерландцы в 17 веке носили длинные волосы и парики, а также острые бородки.
Мужским головным убором была шляпа с низкой тульей и неширокими полями, а затем и широкополая шляпа с перьями.
Женская прическа из собранных в тугой узел волос сменилась длинными, свободно уложенными волосами. Их разделяли на прямой пробор, по обеим сторонам лица спускали короткие локоны, а сзади заплетали косы и укладывали их в узел, перевитый ниткой жемчуга. Многие дамы обрамляли лоб короткими локонами. К такой прическе очень шла мягкая широкополая шляпа с развевающимися страусовыми перьями.
Носили женщины чепцы, или накидывали на голову покрывало, а сверху надевали плоскую круглую шапочку с торчащей из нее кистью.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян