Почерк человека и его характер примеры. Определение личностных характеристик человека с помощью анализа почерка

Анализ почерка скрывает в себе многие возможности и важную информацию. Чтобы понять причины информативности почерка, попробуем простыми словами объяснить то, что открыли давно и особенно интенсивно исследовали в прошлом веке, ученые в данной области.

Всем, что с нами происходит: нашим сознанием и подсознанием, любыми действиями, руководит единый центр – мозг. Без причин не происходит ничего. Все особенности нервной и остальных, действующих в нашем организме систем, обязательно будут отражаться на физиологическом, моторном, а то и болевом уровне.

Мозг управляет и определяет нашу способность к концентрации, к ориентации, запоминанию, способность реакций в разных ситуациях. Именно наши врожденные особенности определяют основной тип мышления, восприятие, определяют нашу психосоматическую конституцию.

Вопреки попыткам внушать нам обратное в советскую бытность, когда генетика и графология назывались «лженауками», - как уже давно известно - человек не рождается «чистым листом», из него невозможно «слепить идеального человека». Более того, смею добавить: наша сознательная воля, желание, какие-то внешние факторы отнюдь не являются основной частью всей личности, это – только малая видимая часть целого «айсберга», основной массив которого неизменен и покоится в толще океана подсознания и врожденных особенностей.

Как было сказано, наш мозг и личность оставляют свою «печать» во всех внешних проявлениях, в телодвижениях и т.д. Наглядной аналогией этого принципа, только в микро-масштабе, является наш почерк.

Взаимосвязь между мозгом и моторикой тела известна и используется ещё с древних времен: особые положения кисти, пальцев рук при медитации, релаксации, при такой популярной сегодня данс-терапии обусловлены отнюдь не случайностью или эстетическими соображениями. Так можно посылать в мозг желаемые импульсы, - ведь это постоянно делает сам мозг – он оставляет следы происходящего внутри него, через тело, во всем (в частности, в почерке), подобно подробному рентгеновскому снимку.

Анализируя почерк, специалисты используют знания физиологии, моторики и психологии. Мозг не даст солгать или скрыть что-либо, т.к. любое проявление внутреннего неблагополучия будет давать разного рода помехи в почерке: рука дрогнет, движение исказится, а иногда – возникнет невольное микродвижение, собьется скорость или нажим...

Один интересный пример – так называемые «белые дыры». Ими называют те части листа, что оставлены чистыми. Опытные графологи знают, что ничего не происходит без причин, - да и я, обучавшаяся у них, Ваша покорная слуга, не перестаю убеждаться в их правоте, - все действительно работает и подтверждается. Эти «белые дыры» в рукописном документе, письме или листе бумаги - есть ни что иное, как «черные дыры» подсознания! Иногда видно, как «вылезающее» подсознание буквально поглощает человека, как он чувствует себя буквально парализованным в некоторых областях жизни, оторванным, отчужденным, и без всяких объективных на то причин, глубоко одиноким, непонимающим и непонятым... Белые «черные» дыры имеют свои интерпретации, в зависимости своего расположения.

В анализе почерка очень важное значение имеют стороны, направления. Например, у каждого из четырёх «полей», обрамляющих текст, есть свое значение. Кроме того, анализ почерка исследует личность в трех измерениях, а не двухмерно: высота, ширина и глубина.

Как ни странно, но от руки почти ничего не зависит, она - лишь инструмент нашего мозга: именно МОЗГА в целом - не столько сознания. Это подтверждают и исследования под гипнозом (когда внушенные возраст, разные человеческие качества или эмоции подтверждали известные закономерности).

Ученые смогли «перевести» на графологический язык многие известные в психологии типологии и понятия (специальность графолога в Израиле требует академического образования и предусматривает основательную подготовку по другим направлениям психологии. Прим. ред.). Например, определять сенсорику-интуицию, логику-эмотивность, экстраверсию-интроверсию студентов графологии уже учат в рамках официальной учебной программы. Что касается Юнга, автор и сама обучалась, в частности, по преобразованной американской системе 16 психотипов Майерс-Бриггс. Графологи используют и другие типологии: Фрейда, Ле Сенна, Маслоу, Одема и др. Однако я предпочитаю Юнга, т.к. его типология хорошо и быстро «работает» в анализе почерка. На моем сайте есть «уроки графологии по Юнгу».

Психодиагностика по почерку является настоящим «лабораторным анализом» личности и она хороша тем, что:

а) системна и позволяет применять типологический подход,

б) её несомненным преимуществом является решение извечной проблемы любого психологического типирования – фактора субъективности в самом процессе типирования (с обеих сторон), к такой психодиагностике невозможно подготовиться или представлять, как примерно должно «ответить» такому человеку, как он (по его мнению), также – диагностироваться можно много раз, не опасаясь, что человек к чему-то уже «привык» или «слышал».

в) такая психодиагностика также не зависит и от каких-либо иных, не осознающихся помех, которые могут исказить картину его ответов или реакций: он мотивации человека, его самочувствия, настроения, усталости.

  • Примечание: особого внимания заслуживает тот факт, что в отличие от других методов тестирования, графологический анализ индивидуален: использование типологий - лишь предварительный этап. После того, как базовый психотип (точнее, типологические пропорции) личности установлен, картина личности дополняется определением неповторимых, присущих только ей, штрихов, особенностей развития, отклонений или проблем. Важно понять, что реальные люди редко в точности подходят под описание психотипов в чистом виде. Часто человеку присуще свойства нескольких типов.

Кроме того, определяющими моментами в личности часто могут стать лежащие за рамками определения психотипов как таковых, черты (это могут быть неврозы, психологические травмы, религиозные установки или убеждения, особенности воспитания, влияние среды.). Анализ позволяет определить и уровень жизненных сил, сексуальных притязаний и удовлетворённости данного человека.

Несколько слов о влиянии таких факторов, как пол и возраст в почерке. Почерк раскрывает не столько внешние, фактические данные, сколько нутро человека. Поскольку в большинстве случаев они совпадают, есть хороший шанс определить пол и возраст. Однако важно сказать, что хороший шанс – ещё не гарантия, и бывают исключительные случаи, когда «внутренние» данные противоречат внешним, поэтому знание фактических данных может открыть что-то очень важное о человеке.

Оговорившись и отказавшись от обобщений, все же опишем «типичные женские» и «типичные мужские», «типичные юные, зрелые и старые» почерка. От обычной, среднестатистической женщины можно ожидать бОльшую округлость и полноту букв, бОльшую степень связанности, меньшее количество острых углов и резких росчерков, форма неупрощенная, возможно с украшениями, «разгонами», глубокими «гирляндами», разброс высоты (верхних и нижних отростков) меньше, почерк выглядит «гармоничнее» или более эстетичен, чаще у женщин – лучшая читабельность.

Мужчины пишут часто мельче или резче женщин, выделяются угловатости, острые штрихи, «палки», упрощенность форм (иногда от букв остается «скелет»), часто плохая читаемость, прямонаклонность почерка. Если представить крайности, то «женственность» пишет кругами, а «мужественность» – штыками. Но крайность – не норма, и излишняя гибкость также нехороша, как и излишняя жесткость.

Мужской почерк (почерк редактора сайта):


Женский почерк (почерк автора статьи):


Опять же, обобщая, можно сказать, что юношество, ищущее себя и беспокойное (психологически и гормонально) обычно пишет неустойчиво, меняет размер и наклон букв бессистемно, то исчезает, а то слишком силен нажим и цвет линий, непостоянство в большинстве графических признаков. Ещё юношеский почерк называют почерком «запретного плода»: человек невольно ощущает свои сильные внутренние импульсы и страсти, но или пугается, стыдится их, или не знает, куда направит свою энергию. Почерк то кругл и широк, то узок, часто встречаются какие-либо усложнения и запутанности, или «оборванность» в нижней зоне букв (нижние отростки), ассоциирующихся с ID, подсознаниями и первичными потребностями. Зрелый почерк характеризует постоянство в большинстве показателей. Старческий – сломленные линиии, внезапно пропадающие линии и продолжения букв, дрожание, низкая скорость письма, моторные нарушения. Несмотря на все сказанное, все же не стоит обобщать, каждый человек индивидуален, несмотря на свой пол, возраст и даже психотип!

В качестве дополнительного подтверждения или дополнения графологическому заключению, графологи применяют и графические, проективные, цифровые и др. тесты.

Анализ почерка является мощным инструментом психодиагностики. Сказанное выше дает лишь базовое представление о возможностях этого инструмента.

Примеры определения типа по почерку.

Образец №1


Описание почерка:

Бросается в глаза крайнее отклонение данного почерка от стандарта, диктуемого прописями. Он по сути сама изобретает свои, неповторимые элементы, находит необычные «гениально простые» решения в связывании букв. Для этого почерка характерна нитеобразность и изменчивость форм. Динамика и живость движения соседствует с чрезмерно увеличенными расстояниями между словами, буквами и строчками. Обращает на себя внимание мелкий размер, отрывистость и упрощенность почерка.

Автор почерка – одаренная личность, с особо развитой редкостной интуицией и острым умом. Он способен отлично ориентироваться в любых жизненных ситуациях, предвидит ход событий на несколько этапов вперед. Неожиданности и перемены никогда не застанут врасплох автора почерка. Ему присуще изобретательное, любознательное и быстрое мышление, рациональный и проницательный подход. Новые идеи, остроумие и находчивость. Однако бросается в глаза очень сильная интроверсия в сочетании с чувствительностью натуры. Человек испытывает трудности в выражении своих чувств, все свои сильные и богатые переживания держит в себе. Обладателя почерка тянет к импровизациям, всему новому, новым знаниям и областям науки и всему, что дает пищу богатому воображению. Это, в сочетании с очень быстрым мышлением и восприятием делает для этого человека все обыденное или банальное, привычное и рутинное, либо заранее определённое (так желанные для многих людей других типов, вещи) – в скучнейшую пытку! Из-за этого бывает нетерпелив. Мыслит глобально. Непрактичен. Не "пробивной". Именно такой – легко и не задумываясь променяет бытовой или материальный комфорт на перспективу интересной деятельности, саморазвития, интеллектуальные ценности.

Интровертированный Логический Интуит. Высокий уровень развития личности. Развиты все вспомогательные функции, осознает свои слабые места, "выезжает" на рационализации происходящего, проницательности и подконтрольной воле.

Сочетание мелкого размера букв, слабого нажима, больших расстояний между словами, зажатости центральной части букв.

Размеренное расположение слов и промежутков, частичная раздельность письма, большое расстояние между строками, прямой наклон, большой "разброс" высоты (выдающиеся верхняя и нижняя зона букв).

Нитеобразность и изменчивость форм, колебание в наклоне и основании букв. Максимальная упрощенность (почти не буквы, а намеки на них), слабый нажим, тонкие линии. Нестандартность и импровизация в стиле, межбуквенных пространствах и в связях между ними. Много "пустот".

Образец №2


Описание почерка:

Наиболее заметные особенности данного почерка – крупный размер, интенсивность и сила нажима, а также нарушение границ между строками: расстояния между ними имеют тенденцию к уменьшению, в то время как происходит экспансия и «вмешательство» нижних отростков предыдущей строки на территорию последующей. Стилизованность, форма, угловатость и другие признаки указывают на сниженную скорость письма.

Автор почерка – личность заметная и весьма доминантная. Такой человек имеет сильную волю, не сомневается ни в себе, ни своем авторитете. Находясь в преклонном возрасте, он также полон жизненных сил и оптимизма, как и в молодости. Исключительно практичен, реалистичен и серьезен во всем. Он имеет хорошие руки – талантлив к прикладным или физическим занятиям, обладает техническими способностями. Может «всё»: и дом построить и семью накормить. Он очень основателен и критичен к себе и окружающим, иногда до педантизма. Справедлив, но строг и частенько ведёт себя авторитарно, подсознательно копируя поведение своего строгого отца. Его характеризует вдумчивость, обстоятельность, он не позволит себе ни слова, ни поступка – без предварительного обдумывания последствий. Надежен, насколько только может быть надежен человек: и в разведку, и доверить государственную тайну – только такому. Обычно желает, чтобы его слово или мнение – было решающим. Автор почерка несколько прост, не утончен ни внешне, ни интеллектуально. Не использует и не понимает тонкого юмора, со стороны может казаться или «слишком серьёзным и важным», или наивным и «неуклюжим» в отношениях. Если он с вами дружит – вернее и надёжнее товарища не найти, он станет вам настоящей «защитой и опорой».

Экстравертированный Сенсорный Логик. Средний уровень развития личности. Временами проявляется вспомогательная функция.

В данном почерке функции проявляются следующими признаками:

Общая доминантность почерка на бумаге, практически отсутствие полей, крупный размер букв и акцент на центре букв, уменьшенные расстояния между словами (меньше среднего – норма между словами равна примерно двум буквам рассматриваемого почерка).

Малые (тесные) промежутки между строками, буквами. Развитая и акцентированная нижняя зона букв, "налезания" этой зоны на соседние строки. Интенсивность, сильный нажим.

Ритмичность, размеренность, сниженная скорость письма, частичная раздельность, подробность формы, читаемость, пунктуация и организованность.

Существует взаимосвязь между тем, как человек пишет, и его личностью. Ведь почерк – это такая же индивидуальная особенность, как отпечатки пальцев, например. И зная пару несложных методов, можно раскрыть характер человека, написавшего послание.

Изучением особенностей связи почерка и индивидуальности занимается графология. С ее помощью можно описать предпочтения человека и индивидуальные особенности.

Во время анализа необходимо учитывать следующие факторы:

  1. наклон букв;
  2. их размер;
  3. плотность и направление текста;
  4. положение на бумаге.
Неразборчивый почерк врача продиктован клятвой - хранить врачебную тайну.
Евгений Кащеев

Распознание особенностей характера по почерку человека: тестируем себя

Для начала, нужно написать текст на бумаге и подписаться. Нужно написать минимум пять предложений.

Желательно писать пером или грифельным карандашом (так четче прослеживается степень нажима). Писать надо в полном спокойствии, не спеша и не стараясь изменить свой почерк (сделать его аккуратным или более красивым).

Есть несколько основных показателей, по которым можно раскрыть характер человека. См. их ниже.

Степень нажима на ручку/карандаш

Если нажим слабый – можно говорить о том, что автор чрезвычайно восприимчив и сосредоточен на своем внутреннем состоянии. Такие люди – мечтатели, которые ответственно подходят к выполнению любого дела (и делают его неспешно и максимально осторожно). Кроме того, это может говорить о слабовольности человека.

Если же он сильный, то человек уверен в себе, достаточно энергичен и стабилен. Он довольно трудолюбив. Очень часто это люди – .

Наклон букв

  • Небольшой наклон при написании свидетельствует, что человек - ярко выраженный индивидуалист. Собственная выгода для него приоритетнее общественной.
  • Несильный уклон в правую сторону - автор очень уравновешен и стабилен. Такие люди всегда с удовольствием общаются и заводят новые знакомства, но при этом подвержены частым скачкам в настроении.
  • Четкий наклон литер свойственен независимым и самодостаточным людям. Человек с таким почерком целеустремлен, напорист, а также ревнив и вспыльчив.

Плотность написания текста

  • Написание букв с зазорами – это признак того, что человек независим, имеет хорошую фантазию и развитую .
  • Если буквы написаны тесно друг к другу и написание их не прерывается – человек имеет очень развитое логическое мышление.
  • Если написание промежуточное (через какой – то промежуток слитного написания слово прерывается зазором между литерами), то можно говорить о том, что человек является реалистом и достаточно уравновешенной личностью.

Размеры букв

Написание больших букв говорит о том, что человек – творческая натура. Почерк таких людей не отличается особой аккуратностью. А его владельцам, в свою очередь, можно приписать такие черты, как излишняя драматизация, рассеянность. Наличие крупных заглавных литер говорит о желании автора власти и славы.

Люди с мелким почерком обычно довольно консервативны и сдержаны. По натуре они очень скрытные, упрямые.

Форма букв

  • Плавное и округлое написание можно наблюдать у отзывчивого, доброго и неконфликтного человека.
  • Угловатое написание текста характерно эгоцентрикам. Такие люди довольно независимы.
Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.
Коко Шанель

Направление строки

  • Если при написании строка «ползет» вверх – человек оптимистичен. Он довольно уверен в себе.
  • Прямая строчка – человек уравновешенный, спокойный и рассудительный.
  • Если же строка направлена вниз – человек довольно экспрессивен, у него часто меняется настроение и он довольно слабохарактерный.

Подпись человека

При рассмотрении росписи необходимо учитывать следующие аспекты:
  • если присутствует четкое написание литер – человек открыт, общителен.
  • есть заглавная литера – требовательный к окружающим, независимый человек.
  • направление подписи вверх в конце – человек очень жизнерадостный. У пессимиста она направлена вниз. Если же роспись находится на одном уровне, то человек находится в гармонии с собой.
  • краткая и содержательная подпись – личность очень активная, быстро реагирует на ситуацию, но при этом часто нетерпеливая. Длинная подпись - человек усидчивый, терпеливый и медлительный.
  • небрежность в написании указывает на сосредоточенность человека на своем внутреннем мире и его низких возможностях как организатора. Четкая подпись говорит об эмоциональной сдержанности человека;
  • наличие разрывов в написании и использование печатных литер – человек очень непредсказуемый.
  • небольшая роспись с росчерком – человек педантичен. Размашистая подпись – человек – логик. Наличие большой петли в начале подписи говорит о недовольстве человека своей работой.
  • нечеткие буквы говорят о том, что человек склонен к преувеличению событий.
  • подчеркивание росписи снизу свидетельствует о том, что человек обозначает свою значимость. Обычно так делаю люди, уже заслужившее общественное признание.
  • точка в конце - человек очень дисциплинирован, способен стратегически мыслить и завершить порученное дело.

Характер по почерку можно изучить с помощью науки графологии. Профессиональный графолог может многое узнать о личности человека по тому, как он пишет.

Однако и обычные люди, ознакомившись с ключевыми моментами графологии, смогут в общих чертах определить характер по почерку.

Графология - наука определения личностных качеств человека по его почерку.

Определяем характер людей по почерку

Графологи, как правило, для серьёзного анализа изучают несколько листов исписанных человеком.

Считается, что на первом листе человек пишет менее естественно, чем на последующих. Поэтому последние страницы длинных текстов представляют наибольший интерес, для того чтобы изучить характер по почерку.

Как определить характер по почерку? Прежде чем изучать характер по почерку, внимательно посмотрите на сам листок, на котором написан текст.

Листок может много рассказать о его хозяине:

  • Например, маленький лист бумаги с оборванными краями, следами жира или грязи говорит о том, что его хозяин с большой вероятностью неряха, растяпа и, возможно, жадина.
  • Большой, аккуратный, чистый лист бумаги часто говорит о щедрости и аккуратности, но также может быть свидетельством расточительности.

Размер

Определяя характер по почерку, учитывайте размер букв. Размер меняется с возрастом, а также в зависимости от текущего физического состояния.

  • Например, с возрастом и при утомлении написание слов становиться крупнее. Считается, что максимально достоверную информацию даёт почерк в возрасте от двадцати пяти до сорока пяти лет.
  • Буквы среднего размера встречаются наиболее часто. Если вы наткнулись на такие буквы, изучая характер по почерку, знайте, что никакой специфичной информации о его обладателе они не дают.
  • Крупно написанные символы говорят о том, что у их обладателя есть лидерские способности. Такие люди эмоциональны и лёгкие в общении. Без проблем знакомятся и устанавливают новые связи.
  • Маленькие буквы говорят о целеустремлённости и сдержанности человека. Иногда они являются признаком скрытой и замкнутой личности.

Поля

Чтобы узнать характер по почерку, внимательно рассмотрите поля:

  • Люди, оставляющие узкие поля, часто обладают такими качествами, как бережливость. Иногда узкие поля могут говорить о мелочности автора. Чем уже поля, тем более ярко выражено качество бережливости, порой, оно может доходить до скупости.
  • Широкие поля, напротив, говорят о щедрости автора. Чем шире поля, тем больше вероятность того, что человек окажется не только щедрым, но и расточительным. Чрезмерно широкие поля также могут говорить о тщеславии, стремлении к роскоши и хвастовству.

Нажим пера

Изучая нажим можно узнать не только характер по почерку, но и эмоциональное состояние человека в момент письма. Чем сильнее были эмоции, тем сильнее нажим.

  • Сильный нажим характерен для энергичных людей и трудоголиков. Такие люди легко налаживают контакт с окружающими, обладают низкой степенью замкнутости.
  • Лёгкий нажим, напротив, характерен для людей, предпочитающих одиночество и спокойствие общению. Такие натуры часто бывают романтиками.

Направление строк

Изучая характер по почерку, внимательно рассмотрите как написаны строки:

  • Люди, склонные к частым переменам настроения и авантюрам, нередко являются обладателями «волнообразных» строк при письме. В некоторых случаях такие строки говорят о склонности автора к обману и изворотливости.
  • Прямые строки, написанные как по линейке, выдают людей рассудительных и сдержанных. Часто такие люди имеют адекватную самооценку и трезво оценивают свои возможности.
  • Строка, поднимающаяся вверх, говорит о том, что её автор .
  • Строка спускается вниз - автор, вероятно, пессимист или имеет заниженную самооценку.

Связанность элементов письма

Определяя характер по почерку, изучите связанность элементов письма:

  • Почерк человека, пишущего все символы связанно, говорит о том, что это прямолинейная личность с преобладающим логическим мышлением. Нередко такие люди предприимчивы и склонны к критике.
  • Люди с хорошо развитым образным мышлением часто пишут все буквы раздельно.
  • Если на письме обнаруживаются связки из двух или трёх букв, то это говорит об уравновешенности автора.

Форма письма

Определение характера по почерку включает в себя изучение формы букв:

  • Угловатые и острые символы. Если вы натолкнулись на такой стиль письма, изучая характер по почерку, знайте, что он часто бывает признаком эгоизма.
  • Округлые и плавные - характерный признак уступчивости и податливости. Такие люди бывают слишком лояльны, обычно им сложно достигать своих целей.

Наклон письма

Чтобы узнать характер по почерку обратите внимание на его наклон:

  • Слабый наклон влево говорит о том, что автор склонен критиковать других. Такая личность часто ставит свои интересы выше интересов других.
  • Если буквы сильно наклоняются влево, то это говорит об упрямстве автора и склонности считать свою точку зрения единственно верной.
  • Определяя характер по почерку, наиболее часто придётся сталкиваться с лёгким наклоном вправо. Такой наклон, как правило, ничего не говорит о пишущем. Так учат писать в школе.
  • Если буквы наклоняются вправо очень сильно, то автор - . Он целеустремлён. Часто такой наклон встречается у ревнивцев и людей способных очень сильно влюбляться.
  • Символы без наклона говорят об упрямом харкаете. Такие люди обычно хорошо продумывают свои действия, оценивают положение вещей и действуют наверняка.

Подпись

Изучая характер по почерку, особое внимание уделите подписи. Подпись даёт достаточно много сведений о характере её обладателя:

  • Если при определении характера по письму, вы наткнулись на обычную подпись, то есть у неё нет каких-либо дополнительных элементов, то это говорит о смелости и уверенности её обладателя.
  • Подпись содержит подчёркивание - автор предприимчивый человек.
  • Подпись имеет петельки - автор наблюдательный человек.
  • Подпись перечёркнута - автор импульсивный и активный человек.
  • Обведённая подпись - автор труслив или .
  • Отдельное внимание уделите заглавной букве, изучая характер по почерку:
  • Чем более замысловато украшена заглавная буква, тем сильнее у автора потребность в признании и внимании окружения.
  • Если изучая характер по почерку, вы увидите заглавный символ небольшого размера, то, возможно, строки принадлежат зажатому человеку.

Темперамент по почерку

Графологи считают, что можно не только изучить характер по почерку, но и узнать темперамент. Каждый темперамент имеет свои особенности письма:

  • Холерик. Для этого типа характерен наклон вправо. Знаки завёрнутые и запутанные. Нажим сильный. Расстояние между словами не одинаково.
  • Флегматик. Межбуквенные расстояния различные. Сами буквы жирные, но толщина их непостоянна.
  • Сангвиник. Часто сангвиники имеют красивый почерк. Буквы бегущие, размашистые. Строки неровные.
  • Меланхолик. Характерны неровные поля. Буквы танцующие, имеют длинные штрихи и чёрточки.

Личные качества по почерку

Определяя характер по почерку, можно также выявить некоторые качества человека:

  • Вспыльчивость. Для вспыльчивых людей характерны символы, поднимающиеся над строкой. Крючки последних букв слова опускаются ниже строк.
  • Чувствительность. Часто встречаются незаконченные символы, нажим неравномерный, присутствует наклон, буквы бледные.
  • Ум. Буквы не имеют декоративных элементов, наклон незначительный или отсутствует. Расстояние между словами одинаковое. Буквы среднего размера, округлые.
  • Глупость. Наличие необычных крючков. Различное расстояние между словами, нажим неравномерный. Заглавные буквы выводятся с большим старанием и оригинальностью. Письмо кажется пафосным.
  • Воля. Буквы связаны между собой. Нажим равномерный. Количество штрихов небольшое. Буквы отчётливые, письмо содержит очень мало украшений, округлое.
  • Хладнокровие. При неровных строках, как правило, последнее слово пишется точно на своём месте. Буквы аккуратные, расстояние между словами различное.
  • Уравновешенность. Вызывает ощущение, что все символы «сплетены». Почерк красивый, но изначально может показаться неразборчивым. Строки ровные.
  • Жестокость. Иногда буквы имеют подчёркивания. Обычно они старательно прописаны, крючковатые, сплюснутые, но выглядят грубыми и жирными.

Определяя характер по почерку, помните что человеку свойственно иметь сразу несколько качеств.

Внешность по почерку

Можно определить не только характер по почерку, но и внешность:

  • Низкий рост. Написание слов имеет штрихи, буквы вытянуты. Буквы кажутся размашистыми и стремящимися «вырасти». Буквы, заканчивающие слова, часто бывают прописаны не полностью.
  • Высокий рост. Буквы, как и в предыдущем случае, имеют штрихи, но не растянуты. Идут ровными рядами, похожи на забор. Не выглядит витиеватым, но при этом нетвёрдый. Нажим может быть неравномерным.
  • Средний рост. Характерна сжатость букв в начале строки. К концу строки буквы становятся реже. Последние символы могут быть написаны ниже строки.
  • Стройность. Знаки препинания вырисовываются мелко. Буквы бывают удлинёнными.
  • Полнота. Нажим на одной и той же букве неравномерен. Чаще более сильный нажим имеет вторая часть буквы. Могут попадаться неоконченные символы.
  • Блондины. Для светловолосых людей характерен разборчивый стиль письма. К концу строки буквы могут сужаться. Как правило, символы некрупные.
  • Брюнеты. Буквы приподняты над строкой. Заглавные могут иметь украшения. Все элементы старательно выведены и имеют красивую форму. Строки часто идут вверх.

Род занятий по почерку

Характер по почерку и внешность не единственное, что можно узнать о человеке из того, как он пишет:

  • Неровный, неаккуратный. Характерен для аптекарей, бизнесменов.
  • Отрывистый, скачущий. Характерен для людей, изучающих и работающих с языками.
  • Со множеством штрихов. Часто бывает у людей, занимающийся умственным трудом, профессоров.
  • Опускающийся. Характерная особенность поэтов, мечтателей, философов.
  • Вертикальный, простой. Особенность математиков и инженеров.
  • Волнистый. Свойственен творческим людям, художникам, скульпторам.

Почерк - основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.

В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:

а) письменную речь - совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается автороведением;

б) почерк - характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.

Свойства почерка

К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, относится индивидуальность почерка - это идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык - система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Индивидуальность почерка человека, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи.

Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют:

а) анатомические особенности пишущего - строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.;

б) психофизиологические особенности - восприятие письменного знака. Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках.

К обстоятельствам объективного характера относятся посадка исполнителя и другие условия письма, а также методика обучения письму. В результате, как правило, к 16-17 годам формируется неповторимый индивидуальный почерк.

Динамическая (относительная) устойчивость - идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях. Устойчивость почерка означает его определенную стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам.

На изменение почерка влияют следующие факторы:

Естественные - возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др.;

Искусственные - маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация - это подражание почерку другого лица;

Патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.);

Вариационность - устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определенным условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка - это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику.

Избирательная изменчивость - это свойство, отражающее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воздействии на процесс письма сбивающих факторов.

Судебное почерковедение

Судебное почерковедение - это отрасль криминалистики , изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются:

  • закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи;
  • закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.

История судебного почерковедения

В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма - секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки - люди, «сведущие» в письме. Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим .

Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон , который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета .

Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.

Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология - это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение ее связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).

История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского . Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».

Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растет за счет использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.

Методы почерковедения

  • Общенаучные методы используются во всех науках: наблюдение , измерение , описание , сравнение , эксперимент , моделирование и др.
  • Частнонаучные методы - методы физиологии, психологии, физики, математики и других наук.
  • Специальные методы - графические (алфавитная разработка), инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи), количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом), машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм - ДИА), качественно-описательный метод (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи), комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).

Система почерковедения

  • Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер.
  • Особенная часть по существу является методическим руководством для решения типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы .

Классификация объектов исследования почерка

По составу: текст и краткая запись могут иметь буквенный состав, либо цифровой состав, либо смешанный (буквы и цифры); подпись может быть буквенной транскрипции, безбуквенной транскрипции или смешанной транскрипции;

По объему: текст большого объема (одна и более страницы), среднего объема (от 10 слов до страницы), малого объема (4-10 слов); краткая запись может состоять из одного-трех слов либо 1-7 цифр; подпись может быть неинформативная, малоинформативная и информативная;

По условиям выполнения: рукописи, исполненные в обычных условиях; рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк; рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.

Общие признаки почерка

Идентификационным признаком почерка следует считать особенность письменно-двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица. Признак почерка считается диагностическим, если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего.

Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются

Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга

Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т.д. Данный признак учитывается при размещении:

  • заголовков и обращений :
Размещение заголовков и обращений
В начале текста На вышележащей строке На расстоянии от текста
В центре листа бумаги В левом углу листа бумаги В правом углу листа бумаги
  • даты :
Размещение даты
Над текстом Под текстом На вышележащей строке На нижележащей строке
В центре В левом углу В правом углу
  • подписи :
Размещение подписи
На нижележащей строке На некотором расстоянии от текста В центре В левом углу
В правом углу Параллельно горизонтальному срезу В поднимающемся положении В опускающемся положении
  • взаиморасположению подписи и даты:
Взаиморасположение подписи и даты
Выше Ниже Слева
Справа На одном уровне Непосредственно под датой

Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление

Поля - отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги - вертикальные, также могут быть горизонтальные - сверху, снизу.

Размеры поля определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают: большой - свыше 3 см, средний - от 1 до 3 см, малый - до 1 см.

Форма линии полей - линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля - соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии левого поля может быть: прямая (прямолинейная), дугообразная (выгнутая, вогнутая), ломаная (ступенчатая), извилистая.

Направление линии поля относительно вертикальных срезов может быть: левонаклонное, правонаклонное, без отклонений от вертикали.

Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»

Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т.е. в размерах красных строк.

Размер интервалов между строками

Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга.

Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как: большой - более двойной высоты строчной буквы; средний - равен двойной высоте буквы; малый - равен или несколько больше высоты строчной буквы.

Размер интервалов между словами

Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает: большой - более ширины двух букв; средний - равен ширине одной-двух букв; малый - менее ширины одной буквы; смешанный.

Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки).

Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть: над строкой, под строкой, совмещено со строкой, смешанное.

Размещение линии письма относительно бланковой строки
Над строкой Под строкой Совмещено со строкой Смешанное

Данный признак оценивается в рукописи, выполненной на нелинованной бумаге.

Направление линии письма в строке
Горизонтальное Поднимающееся Опускающееся Смешанное С загибающимися вниз строками

Форма линии письма в строке

Форма линии письма в строке может быть: прямолинейная, т.е. когда основания букв находятся на одной горизонтали, непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма

Размер интервалов может быть: большой - больше двухэлементной буквы; средний - равен ширине буквы; малый - меньше ширины буквы; смешанный. Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться: на линии письма, выше линии письма, ниже линии письма, также положение знаков препинания может быть смешанным.

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом
Большой Средний Малый Смешанный
Положение знаков препинания относительно линии письма
На линии письма Выше линии письма Ниже линии письма Смешанный

Положение знаков переноса

Положение знаков переноса может быть следующим: на линии строки, выше линии строки, ниже линии строки, параллельно линии строки, опускающееся, поднимающееся, смешанное.

Положение знаков переноса
На линии строки Выше линии строки Ниже линии строки Параллельно линии строки
Опускающееся Поднимающееся Смешанное

Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

Выработанность почерка

Выработанность почерка - это уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат координация движений, темп письма, дополнительными - ритмическая структура нажима, строение почерка, степень совершенства системы движений.

  • Маловыработанный почерк - это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений:

а) школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму;

б) практически маловыработанные - почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечеткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяженности, направления движений и размещения элементов текста.

  • - почерк с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период.

  • - почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой.

Bыcoкoвыpaбoтaнный пoчepк - этo cфopмиpoвaвшийcя пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий быcтpый тeмп, выcoкyю cтeпeнь кoopдинaции движeний и xapaктepизyющийcя ycтoйчивocтью пpизнaкoв. В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней.

Темп движений при письме

Темп движений при письме - признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида. Первый из них - привычный, в свою очередь, подразделяется на: медленный, быстрый, средний. Второй вид темпа письма - непривычный. Он может быть - замедленным, ускоренным и неравномерным.

Координация движений

Координация движений - это признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений:

а) точность в соблюдении параметров движения (направления и протяженности) при выполнении штрихов, элементов букв;

б) точность в соблюдении параметров движения (направления, протяженности, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз.

Строение почерка

Строение почерка по степени сложности отражает приближенность письменно-двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы: простого строения, упрощенного и усложненного.

Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории

Преобладающая форма движений.

Наиболее распространенной является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от нее могут выражаться в следующих формах: угловатой, петлевой, овальной, ломаной, округлой, извилистой, а также в сочетаниях данных форм движений: дугообразно-петлевая.

Преобладающее направление движений

Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв. Направление движений при выполнении дугообразных элементов букв рассматривается как левоокружное (и-образное движение) и правоокружное (п-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений).

Наклон

Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма: отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов), левонаклонные, правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более), косые (наклон вправо менее 50°), смешанные или неустойчивые.

Наклон
Отсутствие наклона
Правый
Левый
Смешанный

Размер почерка

Размер почерка - протяженность движений по вертикали. Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает: большой - более 4 мм; средний - от 2 до 4 мм; малый - до 2 мм; смешанный.

Разгон почерка

Разгон почерка - это отношение протяженности по горизонтали к протяженности по вертикали. Он может быть: большим - размер интервалов между основными элементами букв или буквами равен либо превышает их высоту, средним - размер интервалов между основными элементами букв и буквами составляет от 1/2 высоты до высоты букв, малым - когда размер интервалов между основными элементами букв и буквами равен 1/2 высоты и менее.

При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая) отличительным признаком является расстановка знаков - соотношение протяженности интервалов между буквами и ширины букв, которая подразделяется на: широкую (интервал между буквами превышает их ширину) и узкую - интервал между буквами меньше половины их ширины.

Степень связности

Степень связности определяется количеством букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги, и бывает: сплошная - непрерывно выполняются все буквы в словах; большая- когда непрерывно выполнены шесть и более букв; малая - непрерывно выполнены 4-5 букв в слове; кроме того, связность может отсутствовать - все буквы пишутся раздельно. При анализе связанности должно отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего).

Степень и характер нажима

Степень и характер нажима - признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по трем параметрам: степени (силе), дифференцированности и стандартности.

Нажим
Слабый Средний Сильный Смешанный

Дифференцированность нажима - наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений - различается по двухчленной градации: дифференцированный и недифференцированный.

Частные признаки почерка

Частные признаки почерка - это характеристики, проявляющиеся при выполнении особенностей движений при написании отдельных знаков, элементов и частей элементов.

Сложность движений (строение) при выполнении букв

Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или упрощенными или усложненными движениями, т.е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей.

Сложность движений при выполнении букв бывает: простая, упрощенная и усложненная.

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения по траектории могут в сочетании образовывать углы, треугольники и ломаные линии.

Криволинейные движения по траектории подразделяются на извилистые, круги, овалы, дуги, петли.

Форма движений при написании строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейными движениями, может быть изменена на угловатую, дуговую, извилистую, полуовальную, овальную.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как узнать характер по почерку. Вы выясните, как по написанному тексту понять, что собой представляет личность. Вам станет известно, какие критерии учитываются при анализе написанных предложений. Выясните, как определить темперамент, личностные качества, внешность и род занятий человека по его почерку. Вы узнаете, о чем может говорить подпись.

Методики и характеристики

Графологический анализ позволяет узнать о человеке многое, даже то, о чем он и сам не задумывался. А это способствует определенным изменениям, корректировке личности. Если человек излишне эмоциональный об этом легко узнать по тому, как он пишет. Например, буквы в словах наклонены направо, пишутся с маленьким нажатием. Это указывает на подверженность фобиям. Возникновение любых переживаний способно выбить из равновесия.

Необходимо знать, что при письме можно определить черты характера, которые свойственны человеку долгое время, в частности с детства. Если человек находится в постоянном страхе, то его почерк будет дерганным, непонятным, неровным, указывающим на слабость характера. Если личность зациклена на своих фобиях, замкнута в себе, то написание будет сжатым, буквы при этом располагаются рядом друг с другом. Если же между ними большие расстояния, то страхи у человека отсутствуют.

Определяя характер личности, большое внимание уделяют тексту. Душевные страхи свойственны владельцу мелкого почерка. Такая личность боится общения людей, ей присущ замкнутый образ жизни, не исключено . Если же почерк крупный, то человек уверен в себе, он способен высказать свою точку зрения, заставляет прислушиваться к его мнению других людей.

Если уделить особое внимание разбору письма, то осознаешь, что графология не является лженаукой. Человек способен самостоятельно проанализировать свой почерк. Даже если выявится, что у него имеются не очень хорошие черты характера — это поспособствует возможности критически оценить себя, откорректировать свой характер.

Давайте детальнее разберем, что говорит почерк о характере испытуемого по первой методике.

  1. На что указывает наклон? Данный критерий указывает на отношение к людям, также на уровень эмоциональности хозяина почерка. При вертикальном расположении букв наблюдается спокойный характер и завышенная самооценка . Если слегка наклонены вправо — добродушная личность, мягкого склада характера. Присутствует сильный наклон вправо, то перед Вами порывистая натура, которая постоянно находится в напряженном состоянии. Буквы наклонены влево – эгоистичная особа . Слегка повернуты в левую сторону – обидчивая, злопамятная личность.
  2. Рассмотрим нажим. Данный критерий указывает на эмоции, которые преобладают у человека. Сильное надавливание указывает на взрывной характер, постоянные переживания, слабое — на слабовольность, подверженность чужому влиянию.
  3. Виды почерка. Небрежный — наблюдается у реалистов, имеющих порой вспыльчивый характер. Такие особы быстро прощают обиды, увлекаются творчеством, скептики по своей натуре . Если имеет место грубый, небрежный почерк, то его обладатель — общительный и щедрый человек, но ему редко везет в жизни, присутствует нервозность. Мелкий почерк, который сложно разобрать, характерен для стеснительных людей, которым сложно преодолевать трудности. Такие особы обладают логическим мышлением, имеют таланты, они часто необщительны, замкнуты в себе. Крупный почерк встречается у уверенных людей, лидеров. При этом им характерна доверчивость.
  4. Расстояние между символами. Когда литеры находятся рядом друг с другом, они указывают на прямолинейную личность с хорошей интуицией. Компактное письмо указывает на наличие независимого характера. Если в тексте мало мест с разрывами между буквами, то это указывает на наличие душевной гармонии . Если же присутствует много разрывов между знаками, то личность мечтательная, любит привлекать к себе внимание. Если это расстояние совершенно незначительное, то перед Вами дружелюбная особа, если разрывы большие — человек испытывает страх перед новыми знакомствами.
  5. Угловатость почерка указывает на критичный склад ума, желание соревноваться, доказывая свою значимость. Если буквы округлые, то перед Вами гостеприимная личность, которая обладает изумительным вкусом, как правило, добивается своих целей, при этом достаточно эгоистичная.
  6. Наличие завитушек. Если они присутствуют снизу на буквах и достаточно маленького размера, то перед Вами особа, которая быстро приспосабливается к изменениям, не любит вранья в отношениях. Если завиток присутствует только на одном знаке, имеет место любовь к семье, сильное сближение с родственниками. Если завитушки снизу и широкие — это характеризует личность, как целеустремленную, направленную на общение и материальное благополучие. Если завитушка находится снизу, но достаточно больших размеров, это указывает на ленивую личность, не имеющую никаких увлечений. Если большая завитушка и снизу и сверху, то человек достаточно свободолюбивый.
  7. Наличие каллиграфического почерка указывает на аккуратную, чувствительную особу, которая является хорошим семьянином. Однако, при этом может присутствовать и неуверенность в собственных силах, и потребность в слушателе.
  8. Заостренный почерк указывает на сочетание с интеллектом, при этом присутствует равнодушие к людям.
  9. Большая размашистость почерка указывает на гордого человека, который хочет быть на первом месте. При этом он может являться и романтиком, быстро забывать обиды.
  10. Печатный почерк указывает на заниженную самооценку, болезненное восприятие критики.
  11. Изменчивый — на переменчивость настроения.

Вторая методика является объективной для испытуемых в возрасте от 25 до 45 лет — это период с наиболее стабильными психофизическими характеристиками личности. Для диагностики исследуют не один, а несколько листков с почерком. Дело в том, что на первой странице особа, как правило, пишет скованно, на дальнейших – расслабляется, почерк становится естественнее. Самыми информативными являются последние страницы.

  1. Внешний вид листа. Если хозяин жадный, то листы будут грязными засаленными. Если добрый, педантичный , то чистыми.
  2. Осмотр полей. Узкие указывают на бережливость, слишком сжатые — на скупость, широкие — на открытость, чересчур просторные — на высокомерие, желание быть богатым.
  3. Размер букв. Необходимо учитывать, что по мере старения у одного и того же человека размер литер будет увеличиваться, так как ухудшается зрение. Если рассматривать общие характеристики, то мелкие буквы будут указывать на замкнутость характера, средние — на норму, а крупные — на лидерские качества и общительность.
  4. Характеристика заглавной буквы. Если она как-то выделяется, то автор не уверен в собственных силах, слишком подвержен чужому влиянию, старается привлекать к себе внимание. Если заглавная буква маленькая, то имеет место внутренняя скованность.
  5. Нажим. Интенсивность надавливания указывает на наличие переживаний у испытуемого, чем сильнее, тем их больше.
  6. Строки. Волнистые указывают на изменчивость настроения, лживость в поступках; ровные — на трезвый взгляд на жизнь, здравое оценивание собственных возможностей. Если при написании строчка поднимается вверх, то перед Вами оптимист , если съезжает вниз, то обладатель заниженной самооценки.
  7. Подпись:
  • обычная — указывает на уверенность;
  • с подчеркиванием — на изворотливость;
  • завитушки — проницательность;
  • наличие рамки – робость , подверженность фобиям;
  • перечеркнутая — взрывной характер.

Внешность и род занятий по почерку

Оказывается, держа в руках лист бумаги с написанным текстом, можно определить то, как именно выглядит его обладатель.

  1. На низкий рост указывают вытянутые буквы, которые кажутся размашистыми. На высокий — нерастянутые литеры, которые пишутся на одном уровне. На средний рост — сжатость литер на начале строчки, в конце они становятся реже, при этом последние буквы могут спускаться ниже строки.
  2. На стройность указывают мелко написанные знаки, удлиненные литеры. На полноту — неравномерный нажим у одной или же символ вовсе не окончен.
  3. У светловолосых людей присутствует неразборчивость письма, некрупные символы. У брюнетов — старательное выведение элементов, строки могут подниматься вверх.

По тому, как написан текст также можно выявить предполагаемый род занятий.

  1. У бизнесменов, как правило, почерк неаккуратный, у аптекарей — неровный.
  2. Для людей, связанных с филологическими науками — скачущий и отрывистый.
  3. У профессоров и личностей, занимающихся умственным трудом, присутствует множество штрихов.
  4. Для философов и поэтов характерен опускающийся почерк.
  5. Инженерам и математикам свойственно простое написание букв без наклона.
  6. Творческим личностям — волнистый почерк.

Определение личных качеств

Характер человека по почерку можно определить, зная, какие черты, как проявляются.

  1. Вспыльчивость. Буквы и строки будут подниматься вверх, крючки в буквах опускаются ниже строк.
  2. Ум. Присутствуют декоративные элементы. Практически отсутствует наклон, расстояние между словами одинаковое, средний размер букв.
  3. Уравновешенность. Строки ровные, почерк красивый, сначала может казаться неразборчивым.
  4. Чувствительность. Литеры незаконченные, но не все, нажим будет неравномерным, бледность букв, небольшой наклон.
  5. Глупость. Присутствуют непонятные крючки между словами, расстояние будет различаться, нажим наблюдается неравномерный, заглавные буквы не похожи на остальные, оригинальные, письмо выглядит пафосным.
  6. Хладнокровие. Написание строк будет неровным. Однако, последнее слово обязательно окажется на своем месте. При этом буквы будут аккуратными с расстояние между словами различное.
  7. Жестокость. У некоторых букв присутствует подчеркивание, они выглядят жирными, грубыми, старательно прописанными.

Подпись

Иногда сложно анализировать почерк, также бывают неоднозначные результаты. В таких ситуациях при исследованиях лучше заниматься анализом подписи испытуемого.

  1. Чем она проще, тем увереннее в себе испытуемый.
  2. Присутствие закорючек, петель указывает на наблюдательность и хитрость.
  3. Наличие разнообразных элементов — на неординарность.
  4. Завитки и штрихи указывают на находчивость, изобретательность, наличие живого воображения.
  5. Зачеркнутая подпись — на импульсивность характера.
  6. Подчеркивание подписи указывает на предприимчивость. При этом, если черта идет к началу, то имеет место эгоистичная личность, которая не умеет никому доверять.
  7. Подпись, которая находится в центре круга, указывает на застенчивость характера.
  8. Совпадение первой буквы с фамилией обладателя подписи указывает на здоровую оценку собственных возможностей, скромность характера.
  9. Если первая литера подписи сильно выделяется — это показатель честолюбия и самовлюбленности, невозможность сконцентрироваться.
  10. Волны и зигзаги — на веселый нрав.
  11. Подпись, которая стремится вверх, указывает на оптимизм.
  12. Горизонтальность — на рассудительность и уверенность.
  13. Спускающаяся вниз — на замкнутость.
  14. Точка, заканчивающая подпись, указывает на дисциплинированность.

Характерные примеры

Вы уже знаете, как определить характер по почерку, предлагаю Вашему вниманию образцы текстов, написанных разными людьми.

Пример №1. Почерк характерный для молодых женщин, заметно упрямство, капризность, сосредоченность на субъективных чувствах, способность к манипуляции.

Пример №2. Почерк демонстрирует способность идти на компромисс.

Пример №3. Принадлежит внимательной особе, которая осознает свои действия. Присутствует хорошая организованность и ясность мышления.

Пример №4. Почерк уверенного в себе, энергичного человека.

Пример №5. Принадлежит личности, которая не прислушивается к чужому мнению, упрямая и уверенная в себе.